Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социологии РАН
Научно-образовательный центр
Московская Школа Конфликтологии
Исследовательский комитет «Социология конфликта»
Российского общества социологов
Л.Н.Цой
Программа курса повышения квалификации
«Социология конфликта: технологии управления конфликтами»
(Программа курса предназначена для: социологов, преподавателей конфликтологии в вузах, для менеджеров, управленцев, психологов, консультантов по управленческому консультированию, муниципальных работников, лидеров общественных движений и политических организаций).
Слушателям курса предлагается Программа повышения квалификации в области практической конфликтологии, разработанная в контексте разрабатываемого профессионального стандарта «Конфликтолог» в России.
Курс построен на принципах системодеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий) и инновационной методологии (В.С.Дудченко), рассматривающих конфликты на трех уровнях организации: деятельность, коммуникация и мышление. Авторский курс с 1998 года апробирован в нескольких московских вузах: ф-т менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ, МПГУ, МГЛУ, ГАУГН Института социологии РАН, на семинарах с управленцами и муниципальными работниками, на семинарах профсоюзными лидерами России и Казахстана. Отзывы [1]
Главный принцип курса – практическая целенаправленность.
Основополагающие принципы курса:
Практическая цель курса - формирование конфликтологической компетентности.
Методическая цель курса - раскрыть специфику междисциплинарного подхода к исследованию конфликтов, обнаружить лакуны и дефицит теоретических знаний у слушателей для дальнейшего профессионального развития в области практической конфликтологии.
Главные задачи:
В основу повышения квалификации принципы инновационных и орг-деятельностных игр, а потому курс представляет собой экспериментальную площадку, на которой игротехнический режим, тренинги, консультации, разбор кейсов, мини-лекции, дискуссии и интерактивная коммуникация являются основными методами.
Активность и заинтересованность строится на мотивации слушателей, которые рассматривают/анализируют только те конфликтные ситуации и конфликты, которые им предстоит разрешать в реальной деятельности. Вопросы и задачи «берутся» только из реальной практики.
Для качественного усвоения материала, на курсе разворачивается визуальный ряд, схемы, рисунки, диаграммы для того, чтобы излагаемый материал стал более наглядным и доступным для понимания и освоения слушателями.
Итогом работы является Программа и Проект разрешения конфликтов, которые слушатели привлекут как материал для анализа.
Базовым учебным материалом для курса является авторская монография Цой Л.Н. «Практическая конфликтология» (2000 г) и «Организационный конфликтменеджмент (2007 г.) [2][3]
Каждый слушатель сам формирует свою информационную базу, на основании поставленных им на курсе задач. Основная и дополнительная литература представлена ниже.
Темы мини-лекций:
№* |
Тема |
Аудиторные часы |
Самостоятельная работа |
Общая длительность темы (ак.ч.) |
||
Лекционное занятие (ак.ч.) |
Игры, тренинги, семинарское занятие (ак.ч.) |
Материалы для чтения (ак.ч.) |
Контроль по теме (ак.ч.) |
|||
1 |
Введение в курс |
2 |
- |
2 |
|
4 |
2 |
Организация процесса диагностики конфликтов: методология, методы, интерпретация |
6 |
24 |
2 |
8 |
40 |
3 |
Самостоятельная работа над Проектом |
- |
- |
12 |
10 |
22 |
4 |
Контрольная работа, защита Проектов |
- |
6 |
- |
- |
6 |
|
Итого: |
|
|
|
|
72 |
Ш. Тематический план (с кратким описанием каждой темы)
Тема 1. Введение в курс
Название темы |
Введение в курс. Постановка целей и задач. |
Краткое описание |
В данной теме рассматривается основные принципы и подходы методики диагностики и анализа конфликтов. Дается краткий экскурс в историю становления конфликтологии в России, делается обзор основных современных подходов организации исследования конфликтов, даются определения и рабочие представления о конфликтах на всех уровнях. |
Лекционная часть (указать подтемы) |
Современные парадигмы в социологии, психологии, культурологии, истории о конфликтах. Различия между натуралистическим и деятельностным подходами. Общая профессиональная подготовка конфликтологов в контексте профессионального стандарта «Конфликтолог |
Семинарская часть |
Обсуждение знаний, парадигм и подходов западных и российских исследователей в области конфликтологии. Дискуссии. |
Виды контрольных мероприятий |
Два текста об одном конфликте: натуралистический и деятельностный подходы. |
Тема 2.Организация диагностики, мониторинга и исследования конфликтов, конфликтологическое консультирование.
Название темы |
Организация диагностики, мониторинга и исследования конфликтов, конфликтологическое консультирование. |
Краткое описание |
Будут сформулированы темы и рассмотрены вопросы работы с конфликтным материалом, поставлены задачи, уточнены способы конфликтологической работы, количественные и качественные методы анализа конфликтов Ключевые исследовательские вопросы, первичные гипотезы, модель выборки. |
Лекционная часть (указать подтемы) |
Межпозиционный взгляд на конфликты. Стереотипы и отношение к конфликтам в России. Критика и проблематизация конфликтного материала. Факты и рассказы/интерпретации в конфликтах. Специфика гипотез в качественных методах исследования (иллюзия «чистого листа». Теория и практика: противоречия и содержательная связь между теорией и практикой. |
Семинарская часть |
Как сформулировать основную исследовательскую задачу в конфликтах. Язык и текст описания конфликтов. |
Виды контрольных мероприятий |
Построить онтологию конфликта. Раскрыть три конфликтных процесса: в деятельности – коммуникации - мышлении. |
Тема 3. От эмпирики к классификации конфликтного материала.
Название темы |
От эмпирики к классификации конфликтного материала. |
Краткое описание |
Вы узнаете, как осуществить переход от эмпирического материала к аналитическому материалу. Как строить конструктивную коммуникацию с разными позициями, ролями и функциями. Какие навыки, знания и компетенции важны на этапе перехода от эмпирического материала к исследовательскому. Что представляет собой процесс профессионального и личностного самоопределения в конфликтах. |
Лекционная часть (указать подтемы) |
Дистанция и установки в конфликтах. Рефлексивный выход и рефлексивные системы Способы преобразования ключевых исследовательских вопросов в тематический вопросник для исследовательского интервью |
Семинарская часть |
Эта часть занятий будет посвящена актуальным вопросам работы по обработке эмпирический данных. Как управленчески верно поставить задачи исследования. Чему доверять и как проверять факты. Манипулятивные модели коммуникации. Как доверять своей интуиции в процессе интервью? Что представляет собой конфликт-метод, как диагностический метод. Чем отличается диагностика от исследования конфликтов. Задания и упражнения по самоопределению и выбора профессиональной позиции |
Виды контрольных мероприятий |
Технология перехода от эмпирического материала к исследовательскому. |
Тема 4.Технологический цикл аналитики конфликта.
Название темы |
Технологический цикл аналитики конфликта. |
Краткое описание |
В данной теме вы узнаете о том, как организовать первичный материал с учетом технологического цикла аналитики конфликта. С чего надо начинать исследование конфликта. Источники информации и многопозиционные взгляды на конфликты. Как выбрать схему анализа конфликта? |
Лекционная часть (указать подтемы) |
Основные проблемы выбора схемы анализа первичных данных. Отделение фактов от эмоций и установок исследователя: проблема беспристрастности и дисциплинированности на этапе анализа результатов. Содержательно-логическая связь между всеми блоками технологического цикла аналитики конфликта. |
Семинарская часть |
Интерпретация и анализ полученных данных. Мониторинг и исследование конфликтов. Поиск проблемы, противоречий и формулировка управленческих задач. |
Виды контрольных мероприятий |
Описание конфликта в контексте технологического цикла аналитики конфликтов и формулировка практических задач на каждом этапе. Подходы к разработке Программы и Проекта разрешения конфликта |
Тема 5.Программа и проект разрешения конфликтов.
Название темы |
Программа и проект разрешения конфликтов. |
Краткое описание |
На данном занятии слушатели должны представить Программу и Проект разрешения конфликтов в деятельности. |
Лекционная часть (указать подтемы) |
--- |
Семинарская часть |
--- |
Материалы для чтения |
--- |
Виды контрольных мероприятий |
Презентация и рефлексивное обсуждение результатов повышения квалификации на курсе. |
Список основной литературы
Абдуллина М.Конфликт в работах В.С. Дудченко и Л.Н. Цой: попытка осмысления. http://conflictmanagement.ru/konflikt-v-rabotah-v-s-dudchenko-i-l-n-tsoy-popyitka-osmyisleniya
Алексеев Г.Н. Проектирование и рефлексивное мышление.http://conflictmanagement.ru/proektirovanie-i-refleksivnoe-myishlenie
Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. ХХ век. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Аронсон О.В. Конфликты и сообщества (о политической функции в высказывании) – В кн. Язык и этнический конфликт. М.: Гендальф, 2001.
Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. — М., 1991.
Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004.
Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Пер.с нем. — Калуга : Духовное познание, 2002.
Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга, 2000.
Громыко Ю. Лекция «Консциентальное оружие и консциентальные войны». [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2007.02.25. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/2007/782
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994. — № 5.
Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. — М., 2002.
Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликтов. — М.: РАН, 1993.
Дудченко В. С. Инновационные игры: методология, теория, практика. — Таллинн: Валгус, 1989; Программа инновационной игры. — Таллинн: Валгус, 1989.
Дудченко В. С.Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования. — М.: Кватро-Принт, 2004.
Дудченко В. С. Онтосинтез конфликта // Социологические исследования, 1996. — № 10.
Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. — М.: Ин-т социологии РАН, 1996.
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское пед . агентство, 1995.
Зайцев А. К. Социально-трудовой конфликт — это норма // Социологические исследования, 1993. — № 8. — С. 21–23.
Зайцев А. К. Социальный конфликт. — М.: Академия, 2001.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.
Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта. http://conflictmanagement.ru/fundamentalnyie-problemyi-sotsiologii-konflikta
Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты впостсоветском пространстве. М.,1996.
Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал, 1994. — № 2.
Зиновьев А. Логическая социология. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.
Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Агентство «Социальный проект», 2011. С. 512. Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003 г.
Козер Л. Функции социального конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. — М.: Наука, 1991.
Лапин Н.И. Конфликтно-реформируемое общество//Социальный конфликт. – М.: 1996. №1. С. 3–17.
Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. — М., 1973.
Лефевр В.А. Алгебра конфликта.
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.
Меерович М. Конфликт двух методологических подходов к административно-территориальному районированию: «генетического» и «телеологического»//«ГЕНЕТИКИ» И «ТЕЛЕОЛОГИ» — ДИСКУССИЯ О РАЙОНИРОВАНИИ СССР// «Архитектон: известия вузов» № 40 Декабрь 2012.http://conflictmanagement.ru/konflikt-dvuh-metodologicheskih-podhodov-k-administrativno-territorialnomu-rayonirovaniyu-geneticheskogo-i-teleologicheskogo
Льюис Д. Стресс-менеджер / Пер. с англ. Серия «Технология управления и менеджмента». — М.: Рефл-бук, ООО «Издательство АСТ», 2001.
Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. — М.: Мир, 1979.
Никаноров С. П., Кучкаров З. А., Коваль А. Г., Костюк А. В. Задача управления конфликтами в социальных системах // Проблемы и решения. — М.: Концепт, 1995. — № 3.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
Онтосинтез социальной реальности. Труды методологического семинара // Под ред. В. С. Дудченко. — М.: ИКАР, 1998.
Организационно-деятельностные игры. / ред. -сост. А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. – М. 2001.
Пископпель А. А. Теория конфликта и оргконфликтный подход // Кентавр, № 38 — май 2006.
Пископпель А. А. Концептуальные предпосылки организационно-деятельностной модели социального конфликта // Вопросы психологии, 2002. — № 6.
Пископпель А. А. Конфликтная ситуация с позиционно-ролевой точки зрения.http://conflictmanagement.ru/konfliktnaya-situatsiya-s-pozitsionno-rolevoy-tochki-zreniya
Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1, Т.2. Пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
Пригожин А. И. Анатомия организационного конфликта // Организация: системы и люди. — М., 1983.
Пригожин А. И. Границы управляемости организационными системами // Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения Т. М. Дридзе. Москва, 5–6 октября 2005 г. / Редколлегия: А. В.Тихонов (отв. ред.) и др. — М.: ИС РАН, 2006.
Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 1989.
Ренард А. Менеджер и конфликты: избегать нельзя участвоватьhttp://conflictmanagement.ru/menedzher-i-konfliktyi-izbegat-nelzya-uchastvovat
Сергейцев Т.Замысел русской конфликтологииhttp://conflictmanagement.ru/zamyisel-russkoy-konfliktologii
Солодухин Ю. Методология социального познания А.А.Зиновьеваhttp://conflictmanagement.ru/metodologiya-sotsialnogo-poznaniya-a-a-zinoveva
Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. — СПб.: Питер, 2003. — 250 с.: ил.
Хасан Б. И. Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт! Монография. — М.: Бонфи, 2001
Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая. — М.: Изд-во ООО ИЦП «Глобус», 2001.
Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов». — М.:Книжный мир, 2007.
Цой Л.Н. Конфликтологические идеи в пространстве оргдеятельностных игр.http://conflictmanagement.ru/konfliktologicheskie-idei-v-prostranstve-organizacionno-deyatelnostnyx-igr
Цой Л.Н.Является ли конфликтология наукой?http://conflictmanagement.ru/smd-podhod-v-stanovlenii-i-razvitii-rossiyskoy-konfliktologii
Цой Л.Н.Идеи о конфликте: от естественно-научного подхода к искусственно-техническому.http://conflictmanagement.ru/idei-o-konflikte-ot-estestvenno-nauchnogo-podhoda-k-iskusstvenno-tehnicheskomu
Цой Л.Н.Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инновацийhttp://conflictmanagement.ru/konflikt-kak-sushhestvennaya-harakteristika-sotsialnyih-vzaimodeystviy-v-usloviyah-innovatsiy
Шайхутдинов Р. Г.Конфликтология: программа построения гуманитарной дисци
Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. — Алма-Ата, 1974.
Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.9 (1). — М., 2004.
Щедровицкий Г. П.Принцип натурализма» и «принцип деятельностиhttp://conflictmanagement.ru/printsip-naturalizma-i-printsip-deyatelnosti
Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов. //Вопросы методологии. М.,1991, №1).
Щербина В. В. Социальные теории организации: Словарь. — М.: ИНФРА, 2000.
Щербина В. В. Исследование и диагностикаhttp://conflictmanagement.ru/issledovanie-i-diagnostika
Ядов В. А. Сценарии развития будущего России. Интервью брал Борис Докторов // http://club.fom.ru/article.php?id=14.
[1]http://conflictmanagement.ru/otzyvy
[2]http://conflictmanagement.ru/kniga-tsoy-l-n-prakticheskaya-konfliktologiya
[3]http://conflictmanagement.ru/kniga-tsoy-l-n-organizatsionnyiy-konfliktmenedzhment-111-voprosov-i-111-otvetov